Листая страницы истории

 
 

Листая страницы истории

про художника Сергея Аполлоновича Хохалева



Листая страницы истории

В энциклопедическом справочнике «Художники Буковины», который по обыкновению листаю с конца, достаточно быстро нахожу – Хохалев Сергей Аполлонович, а далее более чем скупые, своей протокольной сухостью, несколько фраз о художнике.
На поиск сведений, которые смогли бы приоткрыть завесу над именем этого художника, подтолкнула его прекрасная выставка в галереи «Неф», первая персональная выставка и, к большому сожалению, посмертная.
Сергей Аполлонович Хохалев родился в 1916 году, в Алуште, в семье потомственных художников. Его отец, Аполлон Григорьевич, почти всю жизнь проработал в цехе богомазов, был в дружеских отношениях с Сергеем Николаевичем Сергеевым-Ценским, автором известного романа «Севастопольская страда».
Одно из наиболее драматичных, потрясших своей жестокостью, воспоминаний детства Сергея, когда вооруженные матросы ворвались в дом и избивая мать, пытались узнать место, где прячется отец, буквально убежавший из-под расстрела.
В 1936-1939 годах С. Хохалев учился на живописном отделении в Симферопольском художественном училище им. Н. Самокиша у преподавателей Ю. Шпатинского и М. Болдырева. На этом его университеты, прерванные мобилизацией в армию на Финляндский фронт, были завершены. Представим ситуацию, если бы возможно было управлять временем по своему усмотрению и добавить к периоду становления художника, как творческой личности хотя бы пять лет, то какой бы был получен результат мастерства и профессионализма. Но, видимо, время само знает, кому добавить, а у кого отнять.
Становление Сергея Хохалева, как художника, состоялось в промерзлых окопах Финской компании. Далее, он артиллеристом, командиром орудия встречает войну под Брестом, откатывается под Киев, попадает в окружение, а оттуда бежит в Брянские леса, где в отрядах легендарных Федорова и Сабурова командует взводом разведки. Здесь он получает сквозное ранение в левое плечо и здесь же он делает множество зарисовок карандашом из жизни партизан. Большая часть этого бесценного и документального свидетельства нашей истории сохранилось в семейном архиве.
По прошествию многих лет, Сергей Хохалев обратится к партизанской тематике и в небольших работах, будет столько искренности, боли, в них будет часть его биографии, разделенная с теми, кому не суждено было выйти из зловещего котлована войны и с теми, с кем он встречался в дальнейшем каждый год 9 мая.
На выставке акцентирует на себе внимание автопортрет художника, выполненный маслом в 1948 году. Резкий ракурс, взгляд, освещение. А.В. Холопцева, реставратор Национального художественного музея Украины, готовя портрет к выставке, заметила: «Он казалось бы, постоянно разговаривал со мной». Человек, курящий сигарету, таким вернулся Хохалев с войны, помня голод, когда порой, приходилось есть березовую кору и мелко порезанные отваренные ремни, но где всегда было много махорки. И в этих нечеловеческих условиях он учил иностранные языки, которые давались ему с необыкновенной легкостью.
Он закончил войну художником при Штабе партизанского движения 4-го Украинского фронта, пройдя пол Европы, где он не пропустил ни одного музея и галереи и где подсобрал огромную библиотеку, единственный скарб, привезенный на Родину.
В августе 1945 года Украинским комитетом по делам искусства Сергей Аполлонович направляется на работу в Черновцы, в мастерские Украинского Художественного фонда СССР. Это направление из дорогого с детства Крыма было продиктовано по указке свыше, корректируя грубо и неумело «огрехи» расправ над интеллигенцией Буковины в 1930-х годах.
В 1946 году он становится членом Союза художников. Начинается мирная и казалось бы, спокойная жизнь, но требующая гораздо более компромиссных ходов и решений, чтоб выполняя официальные заказы, служившие единственным, реальным источником существования семьи, сохранить в себе живое, светлое и чистое отношение к искусству. На обратной стороне одного из картонов художника сохранилось – «утверждаю» – написанное решительной рукой председателя колхоза.
Необходимо учитывать особенности 1950-х – 1960-х годов, в которые художники, особенно провинций, переполненные заказами на портреты передовиков и социально-оптимистические сюжеты, часто деградировали как мастера или полностью порывали с официозом, обрекая себя на жуткую нищету.
Спокойный, интеллигентный, деликатный, умный и образованный Хохалев находит для себя возможность к бегству. Он спасается в пейзаже, в мире благоухающего Крыма, Карпатских гор и низин, в затерянных городских переулках. В его сочной живописи, тонко гармонизированной, совершенно очевидно проступает высокая культура творчества, как дань благородной традиции реалистического пейзажа, достижение академической школы.
Сергей Хохалев был увлечен творчеством Ван Гога, Гогена, Тулуза Лотрека. В них он ощущал последние проявление реализма. К абстракции относился негативно, считая ее эгоистично-интимной по сути. Эти взгляды рождались в процессе общения в кругу черновицких художников Морица Крынца, Павла Борисенко.
Как из небытия проступает творчество художника, возвращенное коллекционером и ценителем живописи 1930-х – 1980-х годов Андреем Демченко, по крупицам складываются детали в его портрет-характеристику, благодаря воспоминаниям вдовы и сына.
Продолжая листать тот же энциклопедический справочник, и обращая внимание на даты рождения художников, приближенные к началу прошлого века, постоянно вырисовывается одна и та же картина, сведения крайне скупы. А ведь это в общей хронологии искусства может лишь всего одна, но так небрежно перевернутая страница. Возможно, не до конца утерянная дорога в это прошлое, обещающее новые открытия.
2002


Создан 08 сен 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником