Музыка в живописи Эгеля Бйорнеста

 
 

Музыка в живописи Эгеля Бйорнеста




Эта первая статья, которую мне предложили написать в Норвегии. Состоялась она благодаря проекту 2004 годов, давшему возможность познакомиться с художниками провинции Рогаланд. Эгель Бйорнеста принял активное участие в организации выставки норвежских художников в Киеве. Он ввел меня в круг художников и участвовал в отборе работ для выставки в Украине, а также помог мне убедить своих коллег, что основа отношений в этом проекте не деньги, а честность и мы должны поверить друг другу.
А далее была иная история, которая подтверждает тезис, что проблем, нет там, где нас нет. Эгель с семьей столкнулся с бюрократическим тупиком, связанный с домом, который он купил много лет назад и в котором спокойно жил. Одному чиновнику захотелось пересмотреть старые папки с документацией, где выяснилось, что в этой парковой зоне Ставангера возможно иметь только дачу. Таким образом, художника обязали купить квартиру, где б он жил и одновременно он мог пользоваться старым домом, автоматически переименованным в дачу.
Эгель Бйорнеста оценил поступок городских властей как урезание его гражданских свобод и в порыве эмоций решил продать злополучный дом, переехав жить в Данию, благо она близко. Этот шаг покинуть страну, как называют сами норвежцы, «последний оплот коммунизма», был сделан очень быстро, но достаточно мучительно и болезненно проходил сам процесс прощания со страной, городом, друзьями, ценителями его искусства.
Переезжая, он, естественно, увозил все свои работы, пытаясь просчитать перспективы новой художественной ситуации. То, что именно ко мне обратился он с просьбой написать статью для своего каталога, который будет напечатан в Дании, подталкивало на мысль, что отношения построенные на доверии в прошлом, могут дать результаты полезным в будущем.

Его творчество стабильно и узнаваемо. В нем, как стабильный момент, вырисовывается образ музыки, но не звучащий через палитру красок, а через музыку, написанную особым способом пластических нот, которые допускают любые фантазии в условных интерпретациях. Узнаваемо творчество Эгеля благодаря особой авторской манере, найденной им много лет назад. И этот прием или ход оказался благотворным, открывший колоссальные возможности для вариативности. Здесь, как в простом музыкальном коде, сложенном из комбинаций семи нот, присутствует звуковая бесконечность, так и в графическом прочтении ирреальной музыки художника прослеживается приглашение для мысленных прогулок в бесконечность.
Его философия – дать шанс каждому окунуться в магический мир условного знака. И пробовать читать его как книгу книг, слой за слоем. В этом случае, знаки приобретают возможность читаться каждый раз по-разному, давая такой необходимый простор для воображения, который может дать звучание музыки. Но его музыка не звучит, это тишина знака. И если вспомнить историю философии, то идея бездействия в ощущении внутреннего покоя и гармонии, присутствие тишины, как состояния способного рождать креативность, не нова. По этому апробированному пути предлагает идти Эгель, своим творчеством открывая множество нехоженых дорог.
И все же, музыку в обычном понимании пишут, тогда она звучит, рождает из черных абстрактных знаков на нотном стане мелодию. Эгель же, рисует музыку. И возникает тот же вопрос, что это. Рефлексия идеи объединения живописной и музыкальной пластичности, что стало толчком в новаторствах Игоря Стравинского, создавшего в начале прошлого века в Европе авангардное направление в искусстве, цель которого была объединить в сознании человека, возможности параллельного восприятия мелодии звуков и цветовых пятен, рождавших новую историю ритмов.
Можно предположить, что творчеству Эгеля свойственны идеи синкретичности, как древнейший опыт познания мира, где все мотивации путей направлены в единое русло и творческий процесс, как категория, творящая в человеке человеческое начало, воспринимается только с позитивностью.
В творчестве Эгеля, если присмотреться к каллиграфии его графики, присутствуют элементы не только вольных трактовок нот, но и арабская вязь, и восточная структура письма столбцом. Здесь мир современного человека, получившего невиданные прежде информационные возможности, соединяется со стабильными началами древних культур. И именно в этом культурном объединении, кроется залог успеха и неповторимости творчества Эгеля Бйорнеста.
Объединение в его творчестве изящной и витиеватой графики с простыми формами, такими как квадрат, прямоугольник и круг, в сочетании с лаконичными и открытыми живописными пятнами, дает возможность говорить об узнаваемости его творчества, о почерке художника.
Он, посредством картин, приглашает каждого к диалогу, где палитру тем мы может задавать сами. Интеллектуальная живопись Эгеля способна говорить на всех языках, не требуя переводов. Но мотивация к размышлению, предложенная художником, все же заставляет остановиться на многоточии, и тогда возможно слово превратится в знак, или наоборот…
2006


Создан 08 сен 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником