Живописные эмали Александра Бородая

 
 

Живописные эмали Александра Бородая




В художественном пространстве Киева, творческая линия Александра Бородая проходит немного в стороне. Более привычным для декоративного и ювелирного искусства эмалям он стремится придать станковый, а иногда монументальный характер.
Обращение к забытому эмальерному делу, которое имело два периода расцвета на наших землях, во времена Киевской Руси и национального барокко, абсолютно симптоматично связано с Александром Бородаем. В его индивидуальности, каким-то непостижимым образом, совпадает автохтонное ощущение, коренящееся в ремесленной основе изготовления эмалей, а также в поэтико-эпичном колорите.
Увлеченный созданием эмальерной живописи, художника в одинаковой мере волнует сам технический процесс создания и поиск новых образных решений. В его произведениях замыкается синтетичная основа свободной и виртуозной живописи, а также традиционных ходов.
В 1972 году Александр заканчивает монументальное отделение Киевского художественного института, мастерскую Татьяны Яблонской. С юношеским максимализмом он бросается на выполнение заказов. Работает над оформлением цирка и оперного театра в Днепропетровске, главной обсерватории Украинской академии наук в Киеве.
Как известно, в этот период практика строительства общественных объектов предполагала активное сотрудничество архитекторов и художников. Но задача последних часто была достаточно скромна, работать над оформлением заданных пространств, подключаясь к процессу на последнем этапе. Также монументалка была излишне идеологизирована, что и было проблемой для многих художников.
А. Бородай действительно и всерьез увлекшись эмалями, уходит в ее, более камерный мир. Перевернув всю имеющуюся литературу по истории и технологии эмалей, он, начиная с 1982 года, станет постоянным участником творческих групп художников-эмальеров в Кечкемети (Венгрия). Работая рядом с эмальерами всего мира, он приобретает ценнейший опыт, а также стремится найти свой собственный художественный язык. Он заявляет о себе как эмальере, экспонируя работы на многих выставках, среди которых следует отметить специализированные – «Современная художественная эмаль» (Москва, 1987), I и II Всесоюзные выставки горячей эмали (Москва, 1989, 1991).
«Для меня в эмалях наиболее притягателен фактор запрограммированной неожиданности, который заложен в непредсказуемости обжига. Это дает возможность как-то по иному смотреть на обыденность и обычные вещи, явления. Дает надежду сделать шаг в неизведанное, – говорит Александр и добавляет, – для меня действительно важна пропаганда этой несколько забытой техники».
Эмаль соединяет в себе широту технических приемов, дает возможность работать с металлом, рельефом, цветом. Союз вязкого металла и ломкого, крошащегося стекла привносит богатство колористического и фактурного разнообразия. Технические пережоги и недожоги расширяют палитру. Постоянное «сотрудничество с огнем», при котором для одной работы иногда требуется до двадцати обжигов, ставит художника в положение партнерства с материалом. Успех конечного результата зависит как от самого художника так и «совместно творящих» с ним технических средств. Вечная техника подталкивает к вечному эксперименту.
Трудоемкая, дорогая, элитарная техника определяет невозможность сиюминутных мотивов. Принцип выверенности подводит к значимости в своей простоте тем. В работах А. Бородая тема и материал, взаимодополняют, обогащая друг друга. «Мои живописные эмали, – поясняет художник, – напоминают многослойный пирог, где смысл, как подкладки и фактуры, постепенно нанизывается через личностные переживания».
Развивая направление станковой эмали, Александр Бородай постепенно пришел к возможности реализации ее художественных свойств и в монументальных проектах. В 1991 году, в соавторстве с Александром Бабаком было выполнено комплексное оформление станции «Выдубичи» киевского метрополитена.
Две основные композиции над маршами лестниц исполнены в комбинированной технике эмали, полированного металла, флорентийской мозаики с использованием аппликативного приема. На путевых стенах размещено по четыре эмалевых композиции с вертикальным центром, с каждой из сторон. Повторяющиеся фрагменты композиций втягивают в структуру художественного текста произведения, соединяются с общей заданностью движения пассажиров. Вертикальные же центры определяют момент естественной паузы в движении.
Тема «Эхо времени» решена на основе ассоциативно-знаковых рядов, где во фрагментах, как в осколках времени, прочитываются образные элементы не столько изображающие, сколько символизирующие Древнюю Русь. Композиционным центром двух больших панно служат покосившиеся идолы, в дополнении к которым даны мотивы древнерусского орнамента, детали, напоминающие в прочтении формы колтов. Историческую ауру местности подчеркивает все оформление станции. Противостояние язычества и христианства, некогда разыгравшееся на берегах Днепра, вывело, «выдубило» языческих идолов в этих, некогда дальних окраинах Киева.
Работы Александра Бородая последнего десятилетия, выполненные с неизменным постоянством в технике эмали, свидетельствуют о непрекращающемся развитии и творческом поиске. Появляются инсталляции, включающие плоскость эмальерной живописи с пространственными композициями, составленными из фрагментов старинных прялок, балясин, колес. Соединение архаичных предметов с современной художественной идеей, актуализирует восприятие человека рубежа тысячелетий, когда наиболее заостренно звучат перезвоны времен, которые служат древом для взращивания иных поколений и эпох.
Расширяя сферы функционального использования материала, вкрапливая эмаль в предметы ушедшего быта крестьян, Александр, буквально, оживляет прошлое, даря ему новую жизнь художественных артефактов.
Реальный и ускользающий от обыденного взгляда мир в работах А. Бородая мастерски балансирует на ошлифованной профессиональной стезе художника, создает то необходимое и притягательное поле искусства, в котором царит гармония.
Сегодня Александр является основоположником целого направления, наделенного определенными чертами школы. В благородном деле мастера нашли свое призвание его ученики, которых он чаще называет последователи – Юлия Бородай, Татьяна и Сергей Колечки. Разрабатывая каждый свой авторский ход, они продолжают нести традицию изысканного эмальерного дела, соединенного с живописной основой станкового произведения.
2001-2004


Создан 11 сен 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником