Выставка трех Животковых

 
 

Выставка трех Животковых




«Еще кругом ночная мгла,
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтири».
Борис Пастернак

В чистый четверг страстной недели, в центральном выставочном зале Союза художников Украины открылась выставка Животковых – Олега, Сергея, Александра.
Семейный и творческий союз Животковых перестал быть тройственным. Ушел из жизни Сергей Животков. Как поет А.Макаревич: «Музыканты уходят из жизни, это очень плохая примета». Но после музыкантов, поэтов, художников остается их творчество. И это главное ради чего стоит жить, жить и после смерти в произведениях, жить наперекор желанию земли проспать Пасху.
Сегодня древо Животковых, от деда к внучкам, держится на Олеге Александровиче. Чтобы стали понятны причины, определившие суть художников Животковых, необходимо обратиться к прошлому, к родовым корням. Тем более, что когда многие смело шли в светлое будущее, О.А. Животков по крупицам собирал прошлое.
В своей мастерской, угощая чаем с вареньем из физалиса, Животков старший поведал историю своей семьи, свои взгляды на искусство, и то, как искусству можно обучать детей. Много лет он преподает в Государственной художественной школе им. Т.Г.Шевченка.
По словам Олега Александровича, на новгородских берестяных грамотах встречается имя Животок. Возможно, один из Животоков бежал на Переяславщину откуда уже пошли Животковы, где дед художника почтмейстер возил письма Льву Толстому. Отец художника Лесик Александр Львович выходец из Львова, офицер австро-венгерской армии после перипетий гражданской войны был директором школы. Далее шел 1937 год и расстрел. И как следствие, Олег рос и воспитывался в женском окружении, что было реалией для многих детей тех страшных лет.
Опасаясь за сына, мать, Татьяна Кондратьевна, дала ему свою фамилию. Она окончила Одесское художественное училище мастерскую К. Костанди, но работала учительницей русской литературы, привив сыну любовь к поэзии. Позже любимыми поэтами станут Г. Лорка, Б. Пастернак, А. Блок.
Особо вспоминает Олег Александрович своего дядю по линии матери, который учился в Петербургской академии художеств в мастерской А. Куинджи. Его манеры, такт, и, конечно же, рассказы о художниках Питера и Москвы восхищали. Матерью его была грузинская княжна, а отец генерал русской армии.
Острым впечатлением детства был горящий дом деда в селе Березань, который, уходя, поджег немецкий солдат в 1943 году. Беззащитные люди остались без крова, сгорели книги.
Далее была золотая медаль по окончании художественной школы, поступление в художественный институт, в мастерскую С. Григорьева, кредо которого – «не трогай делающего». Сокурсниками были А. Дубовик, А. Лимарев, Э. Барский, В. Журавель. Была и поездка с С. Отрощенко в Карелию, в Кижи, где холодный, величественный размах севера стал неформальным учителем для многих шестидесятников.
После блестящей защиты дипломной картины «Шевченко у сестры», открылась возможность продвинуться высоко по службе, а именно стать директором Воронцовского дворца в Алупке, но для этого необходимо было стать членом партии. Он делает выбор и отказавшись, начинает работать в издательстве «Веселка», рисует сказочных зверей, характеры которых, казались ему намного мягче людей. Он любит животных и птиц, которые всегда живут в его доме.
В многолетней работе со школьниками, которые его безмерно уважают, открыто любят, как могут любить только дети, Олега Александровича стремится видеть в ученике младшего коллегу. Он считает, «важно не метод, а культура учить и умение учиться», помолчав, добавляет: «ученик найдет своих учителей».
Основная тема творчества О.А. Животкова – пейзаж. По его мнению, век жанровой картины закончился, сюжет перешел в другие виды искусства. Объясняя свое видение пейзажа, Олег Александрович прибегает к буквальному черчению схемы, «этюд – стилизация – образ», где последнему отдано доминирующее положение. Его пейзаж это образ природы, что этимологически близок к образу, как иконе. «С этюда нельзя сделать работу, мир надо пропустить через себя» – говорит художник. Впечатление и делание предмета картины приводят к точности образов. Пейзаж О.А. Животкова это не просто природа, здесь не важна узнаваемость силуэтов, это образ маленького и большого мира сплетенный из красок.
В работах Сергея Животкова царит покой и гармония венецианской элегии. И если Венеция реально уходит под воду, то образ города Сан Марка, в интерпретации художника, незримо движется к поднебесной. Созерцательность в его полотнах, вероятно, есть определяющей чертой.
Александр Животков работает в абстрактной живописи. Образ его картин создается с помощью света, которому придаются цветоносные качества. Кажущаяся монохромность его живописи условна и обманчива. Монолитность, масштабность, массивность определяют внешние качества работ художника, которые трансформируются в знаковость света, как самодостаточной субстанции, видеть который физическим зрением удается не всем.
Живопись Животковых – это культура среды, воспитания, способа думать, говорить, работать, жить. И ассоциацией к их творчеству возможно ощущение чистоты во всех смыслах этого слова.
2001


Создан 11 сен 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником